Чтобы провести PEST-анализ, необходимо выполнить следующие шаги:- определение факторов, влияющих на бизнес;
- оценка уровня каждого фактора;
- оценка вероятности изменения фактора;
- определение наиболее важного фактора для бизнеса;
- оценка результатов анализа.
Разберем каждый шаг подробно.
Шаг 1. Определение факторов, влияющих на бизнесНа этом этапе необходимо обсудить и собрать рекомендации о возможных позитивных и негативных последствиях, которые могут повлиять на работу компании.
Для этого следует выполнить следующие действия:- изучить готовые аналитические и маркетинговые исследования;
- изучить новости, тенденции и технологии бизнеса;
- провести опрос потенциальных клиентов;
- провести анализ конкурентов.
У каждого фактора может быть несколько измерений, поэтому рекомендуем сделать таблицу управления для удобства проведения PEST-анализа.
Шаг 2. Оценка уровня каждого фактораДля определения уровня общенационального уровня каждого фактора в бизнесе рекомендуется использовать шкалу:
«1» – на бизнес почти не влияет.
«2» – может присутствовать в бизнесе только при значительных изменениях.
«3» — даже незначительное изменение может сильно отразиться на бизнесе.
Выявление возникновения каждого фактора требует анализа динамики и изучения маркетинговых и аналитических отчетов в течение нескольких лет, чтобы определить значимость каждого фактора.
После оценки степени влияния каждого фактора на бизнес следует внести эту информацию в таблицу.
Шаг 3. Оценка вероятности изменения каждого фактораНа этом этапе необходимо внимательно рассмотреть и спрогнозировать перспективы дальнейших изменений для каждого фактора. Для этой цели используется пятибалльная шкала оценок:
«1» – изменений не предвидится;
«2» – возможны некоторые изменения;
«3» – ожидаются незначительные изменения;
«4» – изменения будут оказывать положительное влияние и занимать лидирующие позиции в бизнесе;
«5» – изменения оказываются в результате воздействия на бизнес.
Изменения в оценке могут быть сложной задачей, поэтому рекомендуется привлекать экспертов в каждой области, чтобы они изучили каждый фактор и дали свою оценку. Экспертное мнение поможет предсказать и оценить возможные изменения.
Шаг 4. Оценка наиболее важного фактора для бизнесаНа этом этапе необходимо определить, какой фактор является наиболее необходимым для бизнеса. Для этого следуйте алгоритму:
1. Рассчитайте данные о всех факторах, оказывающих влияние на бизнес.
2. Когда вы рассчитаете влияние всех факторов, оцените значение каждого из них.
Для этого используйте следующую формулу:Важность фактора= Средняя оценка влияния факторов/ Сумма влияний*Средняя оценка вероятности изменения фактораШаг 5. Оценка результатов, анализ и профилактика возможных проблемПосле проведения бизнес-анализа необходимо оценить полученные результаты, чтобы определить зону риска. Особое внимание следует уделить результатам и задуматься о том, как заранее можно предотвратить возможные проблемы.
Для получения результатов рекомендуется провести анализ с заинтересованными сторонами в компании. На основе этих обсуждений можно составить планы действий по рассмотрению и минимизации выявленных проблем.
В целом, анализ результатов оценки помогает бизнесу быть готовым к возможным рискам и принять меры заблаговременно, чтобы сохранить стабильность и добиться успешного роста.