Шаг № 1 – Оценка задачи Первым шагом при делегировании является оценка задачи. Этот этап может быть разделен на три этапа, каждый из которых помогает ответить на определенные вопросы:
- Какой результат необходимо достичь? Задается конкретные цели, используя числа, даты и понятные формулировки. Также устанавливаются сроки выполнения.
- Как можно достичь этого результата? Описываются конкретные действия, которые приведут к достижению поставленных целей, которые были определены на предыдущем этапе.
- Можно ли еще улучшить результат? Разрабатываются методы для улучшения результата, даже если он еще не достигнут. Планируются наиболее перспективные действия.
Шаг № 2 – Оценка сотрудника
Для правильного распределения задач между подчиненными важно определить вид передаваемых полномочий и тип поручения. Этот шаг включает следующие этапы:
1. Определение типа полномочий: Новичкам назначаются линейные полномочия, и их действия контролируются максимально. В таких случаях предоставляется инструкция для помощи.
2. Определение типа задачи: Рутинные действия следует поручать неопытным сотрудникам с перспективой дальнейшего развития. После выбора потенциальных кандидатов для делегирования можно перейти к третьему шагу.
Шаг № 3 – формулирование целей На данном этапе требуется определить тип делегируемой задачи и ответственного сотрудника, а затем сформулировать цели.
Существуют два вида поручений: амбициозные и невыполнимые.
Амбициозные задачи более сложны в выполнении и требуют большей ответственности и усилий со стороны сотрудников.
Невыполнимые задачи слишком сложны для сотрудника из-за отсутствия необходимого опыта, навыков или специфических знаний. Такие задачи демотивируют подчиненных, поскольку они заранее не могут быть выполнены. Поэтому не стоит делегировать такие поручения.
Для того чтобы распределять сотрудникам только амбициозные задачи, необходимо уместно ставить цели. Практика показывает, что правильное формулирование задач при делегировании играет важную роль в достижении цели.
Шаг № 4 – промежуточный контроль
В процессе выполнения поручений подчиненными, руководитель несет ответственность за их исполнение. Особую важность следует придавать этому аспекту, особенно когда делегирование задач происходит новым сотрудникам или если сам руководитель делегирует задания впервые.
Для предотвращения таких проблем необходимо проводить промежуточный контроль: следует определить этапы контроля и распределить их по контрольным точкам.
Шаг № 5 – проверка результата После выполнения делегированного поручения руководитель должен предоставить обратную связь подчиненному. Этот этап применим к сотрудникам всех уровней и включает различные стили делегирования. Правильная обратная связь должна быть представлена следующим образом:
- В случае возникновения проблем при выполнении поручения, оценка работы должна быть нейтральной, без проявления негатива.
- На этапе оценки результата руководитель должен выступать в роли судьи, объявить результаты и показатели эффективности перед коллективом.
- Сотрудникам необходимо допускать ошибки, особенно новичкам, которые не имеют опыта выполнения подобных задач.
- Успешные решения должны быть незамедлительно поощрены, как материально, так и нематериально.