Рассмотрим несколько современных техник продаж, помогающих адаптироваться к переменчивым требованиям рынка и обеспечивающих конкурентное преимущество.
5.0
Стандартный метод, который включает последовательное выполнение описанных выше этапов: установление контакта, определение потребностей, представление продукта, обработка возражений, закрытие сделки.
SPIN (СПИН)
Техника продаж SPIN – это эффективный метод, разработанный для проведения успешных переговоров и заключения сделок.
1. Situation: Первый этап техники SPIN заключается в понимании текущей ситуации клиента. Продавец задает вопросы, направленные на получение информации о существующих условиях и обстоятельствах, которые могут повлиять на принятие решения о покупке.
2. Problem: На этом этапе продавец стремится выявить проблемы или недостатки, с которыми сталкивается клиент. Цель состоит в том, чтобы понять, какие сложности возникают у клиента и какие аспекты его текущего положения не удовлетворяют.
3. Implication: Этот этап направлен на оценку последствий для клиента в случае неразрешенной проблемы. Задача продавца – помочь клиенту осознать возможные негативные последствия текущей ситуации и понять, как эти последствия могут повлиять на его бизнес или жизнь.
4. Need-payoff: На последнем этапе продавец предлагает клиенту решение, демонстрируя, как его товар или услуга могут решить проблемы и облегчить последствия, о которых было упомянуто на предыдущем этапе. Важно подчеркнуть, какие выгоды и результаты получит клиент от использования предлагаемого решения.
AIDA
Техника продаж AIDA представляет собой модель, которая описывает четыре этапа процесса продаж и воздействия на потенциального клиента. Акроним "AIDA" расшифровывается следующим образом:
1. Attention: Первый этап AIDA – это привлечение внимания потенциального клиента к продукту или услуге. Задача продавца заключается в том, чтобы заинтересовать клиента и вызвать его внимание к предлагаемому товару или услуге.
2. Interest: На этом этапе необходимо поддерживать заинтересованность клиента, предоставляя информацию о преимуществах предлагаемого продукта или услуги. Важно показать, какие преимущества получит клиент при его использовании.
3. Desire: Этот этап направлен на создание желания у клиента приобрести предлагаемый товар или услугу. Продавец должен продемонстрировать, как продукт может удовлетворить потребности клиента и каким образом он решит его проблемы или добавит ценности.
4. Action: Последний этап AIDA – это призыв к действию. На этом этапе продавец стимулирует клиента к совершению конкретного действия, такого как покупка продукта, заключение сделки или регистрация на мероприятие.
ПЗП
Используется методика, аналогичная AIDA:
П – привлечение внимания.
З – заинтересовать.
П – продажа.
Обе методики подходят, когда клиенты не знают о продукте, и требуется заинтересовать и привлечь внимание.
Концептуальные продажи
Концепция продаж, ориентированная на сегмент B2B, разработана Робертом Миллером и Стивеном Хейманом. Подход предполагает не продвижение самого товара, а его концепции, осуществляемое в три этапа:
1. Анализ потребностей покупателя.
2. Привлечение внимания и предоставление информации о продукте.
3. Создание стимула к покупке.
Челлендж-продажи
Техника челлендж-продаж, применимая на рынках B2B, основана на трех принципах:
Обучение: Продавец не только убеждает клиента совершить покупку, но и консультирует его.
Адаптация: Путем задания вопросов продавец выявляет потребности и демонстрирует способы их решения.
Контроль: Установленный продавцом статус эксперта способствует заключению сделки и возбуждению желания приобрести продукт.
Small Talk
Этот метод также применяется в сфере B2B. Подход включает в себя следующие шаги:
1. Общение на несвязанные с бизнесом темы, без использования скриптов, для установления контакта с клиентом и задания вопросов о его потребностях.
2. Представление товара или услуги должно происходить ненавязчиво, в рамках дружеской беседы.
FAB
Этот метод заключается в подчеркивании не просто характеристик товара, а тех выгод, которые он может принести людям:
Features–5 основных характеристик продукта.
Advantages–5 преимуществ продукта и его приобретения у вас.
Benefits–5 преимуществ с точки зрения покупателя от приобретения продукта.
Sandler-продажи
Автор данной методики – Дэвид Сэндлер. Этот подход основан на принципе "качество важнее количества", что означает необходимость тратить меньше времени на клиентов, которые не готовы к заключению сделки. Этапы продаж по методике Сэндлера включают:
1. Определение ценностей продукта для потребителя путем задавания уточняющих вопросов и получения на них ответов.
2. Создание благоприятного настроения у клиента.
3. Оценка возможности заключения сделки.
4. Проведение сделки в случае готовности клиента. В противном случае не предлагать ему сделку.
MEDDIC
Этот метод применяется в корпоративных продажах:
M – метрики: какие экономические последствия возможны в данной ситуации?
E – экономика: кто отвечает за бюджет?
D – критерии: на основе чего принимается решение? Какие параметры учитываются при выборе?
D – процесс: как происходит принятие решения?
I – болезни: что стимулирует потребителя?
C – чемпион: кто занимается продажами и несет ответственность?
N.E.A.T-продажи
Аббревиатура N.E.A.T расшифровывается следующим образом:
N – основные потребности (core needs). Продавец фокусируется на конкретных проблемах клиента.
E – экономический эффект (economic impact). Клиенту поясняется, какую пользу он получит.
A – доступ к руководству (access to authority). Продавец обращается непосредственно к высшему руководству.
T – временные рамки (compelling event). Устанавливаются сроки, в течение которых клиент должен принять решение.